Под сенсорным развитием маленького ребенка понимают формирование у него хорошей ориентировки в предметном окружении, т.е. формирование у него представлений о свойствах предметов и явлениях окружающей среды. При правильном сенсорном развитии ребенок учится объединять данные, получаемые с помощью органов чувств, в одно целое.
Для гармоничного становления маленького ребенка необходимо позаботиться об окружающей его среде. Она складывается из удобной мебели, безопасных, качественных игрушек, иллюстраций, современного оснащения. Очень важно, как выглядит игровая среда, в которой малыш живет и играет, как расположены в ней предметы, доступны ли они для изучения, какой у них развивающий потенциал.
Насыщенность сенсомоторной среды – главное условие для успешного сенсорного развития малышей. Технология сенсорного развития дошкольников предусматривает стимулирование у детей познавательной активности, внимания, эмоций, постепенное расширение их жизненного опыта.
В детском саду развитием дошкольников занимаются воспитатели, специалисты в процессе обычной деятельности и на занятиях. Детей младшего возраста посредством разных игр и упражнений знакомят с характеристиками предметов (цветом, величиной, формой). С течением времени палитра цветов, форма предметов усложняются, малыши получают возможность оперировать предметами, добавляются упражнения для развития слуха, вкуса, запаха. Широко используются разнообразные игры с предметами, упражнения на слуховое восприятие, игры, активизирующие движение.
Для развития способностей малышей педагоги ищут новые эффективные средства, методы, технологии. Для развития и обучения дошкольников в настоящее время широко используются такие инновационные устройства, как детские мультимедийные комплексы и логопедические комплексы.
Множество развлекательно-обучающих приложений этих мультимедийных устройств рассчитаны на то, чтобы увеличить у ребят интерес к обучению и сделать занятия более эффективными. Новые технологии позволяют прямо в процессе игры улучшить зрительное и слуховое восприятие, расширить словарный запас, развить мелкую моторику, воображение и память. С этими устройствами педагоги могут перевести процесс обучения на другой, более захватывающий уровень!